Blue Flower

001Творчество М. Ю. Лермонтова вызывало у Достоевского пристальный интерес на протяжении многих лет жизни: писатель сумел отразить в своём творчестве познание мятежного гения вдохновения, создав героев с чисто русской трагедией духовного одиночества, продолжив традиции Пушкина и Лермонтова. В июле предлагаем размышлять об этом у книжной выставки из цикла «Достоевский. К 200-летию».

Проблема соотношения художественных систем М. Ю. Лермонтова и Ф. М. Достоевского определяется сложными процессами преемственности и полемики.

Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик и драматург, один из самых известных писателей ХIХ века. О Лермонтове говорят как о поэте другой эпохи. В своей лирике он проявил себя гением самоанализа, познания человеческой души, а в романе «Герой нашего времени» показал представителя молодого поколения, инертного и безразличного к жизни. Лермонтов открыл в литературе путь русскому психологическому роману, его идеи воплотились в творчестве Достоевского, который относился к личности Лермонтова с напряжённым вниманием. Достоевский не скрывал своё восхищение талантом юного предшественника, мастерством его слова и гениальности мысли, однако, не упускал возможности выразить своё непонимание непримиримого Лермонтова. Основной темой произведений двух великих талантов становится тема духовной трагедии человека. Роман «Герой нашего времени» дал существенный толчок всему творчеству Достоевского, вопрос о «лишнем человеке» был для него весьма актуален. Наиболее ощутимо влияние Лермонтова в идейной концепции романа «Бесы».